Калинин » Пт июл 11, 2008 12:02
: Закон о дачной амнистии, на который Вы ссылаетесь в отношении облегчения регистрации права собственности граждан на участки, в том числе, предоставленные для ведения садоводства, сводится к тому, что должен быть документ, выдаваемый органом местного самоуправления или государственной власти на земельный участок.
Не случайно, в качестве основания возникновения права собственности гражданина на земельный участок может быть:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Вопрос стоит в том, что же является иным документом, подтверждающим права гражданина на землю.
В соответствии с абзацем 5 п. 2 ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, является иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Несмотря на то, что данным пунктом не установлено требование к иным, не названных в нем документам, устанавливающим или удостоверяющим право гражданина на соответствующий земельный участок, достаточно очевидно, что в любом случае представляемый при государственной регистрации права собственности на земельный участок документ должен быть оформлен (издан, выдан) с соблюдением действовавшего на день его оформления (издания, выдачи) законодательства.
Выданные в соответствии со ст. 74 - 76 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 01.07.1970, земельные участки для коллективного садоводства и коллективного огородничества предоставлялись не гражданам, а предприятиям, организациям и учреждениям, т.е. юридическим лицам. С учетом Постановления Совмина РСФСР и ВЦСПС "О коллективном огородничестве рабочих и служащих" от 12.04.1965 № 453 и Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР "О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан и коллективном садоводстве и огородничестве" от 14.09.1977 № 843 садовые и огородные участки среди конкретных граждан распределялись совместным решением администрации предприятия, организации или учреждения и профсоюзного комитета из земель, отведенных этим юридическим лицам для ведения коллективного садоводства и огородничества.
Проблема относительно оформления прав собственности на такие участки в упрощенном порядке решена в п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 № 66-ФЗ (далее – Федеральный закон), согласно которому гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
Указанное в пункте 4 ст. 28 Федерального закона «бесплатное предоставление» земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления гражданину есть не что иное, как подтверждение уже существующего права гражданина на этот участок. Рассматривать возникновение нового права собственности гражданина с момента принятия органом власти решения не представляется возможным, так как согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельные участки гражданам и юридическим лицам предоставляются за плату.
Кроме того, ст. 28 Федерального закона установлен определенный перечень документов, предоставляемых гражданином в орган публичной власти для получения решения о предоставлении земельного участка, не включающий в себя предоставления плана развития садового некоммерческого товарищества и отдельного плана земель общего пользования объединения граждан.