maira писал(а):У нас возникла проблема с приватизацией ЗОП. Имеем 2 ручья (находятся не на нашей территории, но попадаем в 5-и метровую зону. Экологическая инспекция дала отказ на основании Земельного кодекса, ст.24 (если не ошибаюсь). Посоветовали обозначить их как протекающих в 5-7 метрах. Водоканал на это не идет, взамен предлагают убрать эти ручьи из генплана. В общем куда ни кинь, всюду клин. Постановление о выделении земель, ес-венно есть, а вот приватизировать нельзя. Может быть подскажете, куда бежать.
Отличия Постановления Правительства от 23 ноября 1996 года N 1404 и статьи 65 ВК:
1)
2) Постановление Правительства устанавливало водоохранные зоны рек протяженностью от их истока до 10 километров - 50 метров, от 10 до 50 километров - 100 метров, от 50 до 100 километров - 200 метров, от 100 до 200 километров - 300 метров; от 200 до 500 километров - 400 метров; от 500 и более километров - 500 метров. Статья 65 (часть 4) ВК ограничивает водоохранную зону реки свыше 50 километров независимо от ее протяженности 200 метров. Другими словами, водоохранная зона крупнейших рек (например, Волги) сокращена в два с половиной раза (с 500 до 200 метров). Тем самым сделана попытка узаконить застройку водоохранных зон в пределах от 200 до 500 метров от воды (береговой линии);
3) Постановление Правительства минимальную ширину водоохранных зон озер и водохранилищ при площади акватории до 2 кв. километров устанавливало в 300 метров, от 2 кв. километров и более - 500 метров. Статья 65 ВК водоохранную зону водохранилищ и озер с акваторией менее 0,5 километров вообще не установила (возможно, с целью их "переименования" в пруды и передачи в частную собственность), а водоохранную зону других озер и водохранилищ определила в размере 50 метров, то есть сократила ее в 10 раз (с 500 до 50 метров). Как известно, многие коттеджи построены именно в зоне от 50 до 500 метров от береговой линии водохранилищ и озер;
4) Постановление Правительства устанавливало ширину прибрежных защитных полос водоохранных зон в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту: для пашни при крутизне склонов прилегающих территорий с обратным и нулевым уклоном - от 15 до 30 метров, с уклоном до 3 градусов - 35 - 55 метров, с уклоном более 3 градусов - 55 - 100 метров; для лугов и сенокосов - соответственно 15 - 25 метров, 25 - 35 метров и 35 - 50 метров; для лесов и кустарников - соответственно 35 метров, 35 - 50 метров и 55 - 100 метров. Размеры водоохранных зон в указанных пределах должны были утверждаться органами исполнительной власти субъектов РФ. Статья 65 (часть 11) ВК установила ширину прибрежной защитной полосы максимум в 50 метров (кроме озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение), то есть сократила ее в два раза, не предоставив субъектам РФ полномочия по их уточнению, что не учитывает местные климатические условия, состояние различных водных объектов, а также особенности ГТС и иных объектов, расположенных в акваториях водных объектов;
5) Постановление Правительства ширину прибрежных защитных полос для водных объектов, имеющих ценное рыбохозяйственное значение, устанавливало в размере 100 метров. Статья 65 (часть 13) ВК повысила его до 200 метров;
Статья 65 (часть 17) ВК в пределах прибрежных защитных полос дополнительно к видам деятельности, запрещенным в водоохранных зонах, не допускает лишь распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также выпас сельскохозяйственных животных и организацию для них летних лагерей и ванн. Другими словами, с 1 января 2007 года применение удобрений, установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, а также движение автомобилей и тракторов в прибрежных защитных полосах водных объектов будут разрешены. Как в прибрежных защитных полосах, так и в водоохранных зонах в целом отсутствует запрет строительства на них даже многоквартирных домов.
2.2. Сравнение приведенных правил убедительно свидетельствует о том, что комментируемый ВК почти по всем позициям (за исключением расширения прибрежных защитных полос озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение) существенно ослабил требования к охране водных объектов и расширил возможности использования водоохранных зон, в том числе теми лицами, которые нарушали требования действовавшего ранее законодательства. Если действовавшие ранее правила не способствовали надлежащей охране водных объектов (чтобы в этом убедиться, достаточно пройти по берегу практически любого из них), то новые правила будут способствовать еще большему загрязнению, засорению и присвоению водных объектов и земельных участков в водоохранных зонах.
3.2. До Положения о водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства от 23 ноября 1996 года N 1404 и ни разу не изменявшимся, действовало Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989 года N 91. Оно устанавливало аналогичные размеры водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, но запрещало в них лишь "строительство новых и расширение действующих объектов производственного назначения и социальной сферы". Запрет дачного (коттеджного, жилого) строительства не устанавливался. Не был он предусмотрен и действовавшими до ВК-95 Земельным кодексом РСФСР от 1 июля 1970 года, Земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991 года, Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик от 10 декабря 1970 года и Водным кодексом РСФСР от 30 июня 1972 года (с последующими изменениями). Очевидно, поэтому на вопрос о том, имеет ли право гражданин - собственник строения (жилого дома) на бесплатную передачу в собственность земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании, если земельный участок расположен в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта, в том случае, если правомерное пользование земельным участком или находящимся на земельном участке строением возникло у гражданина до введения в действие ВК-95, Верховный Суд РФ ответил, что "действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта. Следовательно, если у гражданина возникло правомерное пользование земельным участком, который расположен в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта, или находящимся на данном земельном участке строением, то он имеет право приобрести этот земельный участок в собственность с согласия соответствующего федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда" ("Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных федеральных законов", утвержденные Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 года). Если такое согласие не получено, оно может быть обжаловано в судебном порядке. С 1 января 2007 года такое согласие получать не потребуется.
Ст.24 Земельного кодекса....
Статья 24. Безвозмездное срочное пользование земельными участками
1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса;
(пп. 4 введен Федеральным законом от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)